Индивидуальный предприниматель

Кириллов Денис Борисович

ИНН 165037622287, ОГРНИП 318505300166812, ОКВЭД 93.19

Москва г, г. поселение Сосенское, ул. Василия Ощепкова, д. 1, кв. 179

тел.: +7 (495) 642-25-33

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках»
Программа разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» (Принят приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.11. 2022 года № 1092)

I.Общие положения

  1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках» (далее – программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке одиночного катания на коньках с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках», утвержденным приказом Минспорта России 30 ноября 2022 года № 1092 (далее – ФССП).
  2. Целью программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглосуточного и поэтапного процесса спортивной подготовки. Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки

3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки:
На этап начальной подготовки зачисляются желающие заниматься фигурным катанием на коньках и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
Учебно-тренировочный этап формируется из фигуристов, прошедших необходимую подготовку на предыдущем этапе и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специально-технической подготовке. Перевод лица, проходящего спортивную подготовку (в том числе досрочно), в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить в соответствии с решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Перевод по годам обучения на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных результатов.
Лицам, проходящим спортивную подготовку на указанных этапах спортивной подготовки, не выполнившим предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.
Допускается одновременное проведение тренировочных занятий с лицами, проходящими спортивную подготовку в группах на разных этапах спортивной подготовки, если эти этапы находятся рядом.
4. Объем Программа рассчитывается на срок 52 недели в год. Тренировочный процесс строится с учётом принципа единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, который реализуется через следующие направления:

  • увеличение суммарного годового объёма работы;
  • увеличение годового объёма соревновательной нагрузки подготовки с учётом этапа спортивной подготовки (в часах);
  • увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла (в зависимости от периода годичной подготовки, типа и направленности микроциклов);
  • сопряжённость всех видов подготовки, предполагающую оптимальную взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности;
  • постоянное увеличение силы тренирующего потенциала за счёт варьирования способов распределения объёма и интенсивности тренировочных нагрузок в микроцикле, мезоцикле, замены средств на каждом новом этапе;
  • увеличение объёма технико-тактической работы;
  • последовательное усложнение технико-тактической подготовки, выражающейся в моделировании непредвиденных ситуаций, требующих от фигуристов принятия решений в ситуации неопределённости в соревновательных условиях;
  • последовательность развития двигательных способностей, выражающаяся в постепенном увеличении интенсивности тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, строгий порядок и очерёдность их введения на протяжении этапов и периодов подготовки с целью постоянного увеличения силы тренирующего потенциала;
  • использование различного рода технических средств.

Тренировочный процесс должен вестись в соответствии с годовым планом спортивной подготовки и осуществляется в следующих формах:
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:

  • учебно-тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом вида спорта «фигурное катание на коньках»
  • индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным (учебным) планам с одним или несколькими занимающимися
  • самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам спортивной подготовки
  • учебно-тренировочные тренировочные мероприятия
  • участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях
  • медико-восстановительные мероприятия
  • инструкторская и судейская практика

Учебно-тренировочные мероприятия

Спортивные соревнования

6. Годовой учебно-тренировочный план

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании.

Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для успешной соревновательной деятельности в фигурном катании на коньках.
Тактическая, теоретическая и психологическая подготовка - это педагогический процесс повышения теоретического уровня мастерства спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями с целью использования их в тренировочных занятиях и соревнованиях.

  • Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

7. Календарный план воспитательной работы
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области физической культуры и спорта к числу обязанностей организаций, осуществляющих спортивную подготовку, относится реализация мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним.
Комплекс мер, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбе с ним, включает следующие мероприятия:
  • ежегодное проведение лицами, проходящими спортивную подготовку, занятий, на которых до них доводятся сведения о воздействии и последствиях допинга в спорте на здоровье спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
  • проведение профилактики и антидопингового мониторинга спортсменов, имеющих нарушения антидопинговых правил или уличенных в применении допинга;
  • регулярный антидопинговый контроль в период подготовки спортсменов к соревнованиям (предсоревновательный период) и в период соревнований (соревновательный период);
  • установление постоянного взаимодействия тренера с родителями несовершеннолетних спортсменов и проведение разъяснительной работы о вреде применения допинга.
В рамках реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним в спортивных школах разрабатываются планы антидопинговых мероприятий

9. Планы инструкторской и судейской практики

В процессе занятий на начальном этапе подготовки необходимо прививать занимающимся навыки работы в качестве помощника тренера. Для этого желательно привлекать лучших юных спортсменов к показу упражнений. Спортсмены должны учить общепринятую в фигурном катании терминологию. Хорошо способствует этому обязанностями дежурного по группе.
Занятия так же следует проводить в форме бесед, семинаров, для самостоятельного изучения литературы и практических занятий.
На учебно-тренировочном этапе спортсмены могут быть привлечены к судейству соревнований в группах начальной подготовки. Для этого, предварительно, они должны изучить правила. Так же проводят беседы и лекции. Обучают ведению протоколов соревнований. Важно чтобы занимающиеся самостоятельно могли записать проделанную работу как на льду, так и в зале, вести дневник спортсмена.
На этапе совершенствования спортивного мастерства спортсмены должны уметь самостоятельно проводить разминку, знать упражнения и верно демонстрировать их. При занятиях с группой младшего возраста спортсмены должны помогать находить и исправлять ошибки. При заполнении дневника спортсмена необходимо самостоятельно составлять конспект занятий (разминку, основную часть и заключительную часть).

10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств

Контроль состояния здоровья спортсменов осуществляется специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Главная особенность врачебного обследования юных спортсменов комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельности организма, обуславливающей его приспособляемость к физическому напряжению. При этом методы исследования подбираются с таким расчетом, чтобы как можно полнее охарактеризовать все системы организма и выявить уровень функциональных возможностей.
Существуют следующие виды медицинского обследования: углубленное, этапное, текущее и оперативное.

Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят один раза в год. К занятиям допускаются спортсмены, отнесенные к основной медицинской группе. Заключение по результатам углубленного обследования содержит оценку состояния здоровья и физического развития; биологический возраст и соответствие паспортному; уровень функционального состояния, рекомендации по лечебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям и режиму.
Этапное медицинское обследование проводится в сроки основных периодов годичного тренировочного цикла. Кроме обследования в лабораторных условиях исследования ведутся в процессе тренировки. При этом ставятся задачи – оценить состояние здоровья, изучить динамику тренированности и переносимость тренировочных нагрузок.
Текущий контроль проводится по заранее намеченному плану, либо после того как спортсмен приступил к тренировкам после перенесенного заболевания, либо по заявке тренера.
Его цель – выявить, как переносит спортсмен максимальные тренировочные нагрузки (одно тренировочное занятие, недельный цикл и т.д.).

Методы исследования зависят от возможности медицинских работников и наличия аппаратуры. Минимальный комплекс включает измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления, электрокардиограмму, проверку адаптации к дополнительной нагрузке. Психологический контроль включает совокупность показателей средств, методов, мероприятий относительно индивидуально-типологических особенностей спортсменов, их общих и специальных психомоторных способностей, психических состояний, проявляемых в экстремальных (стрессовых) условиях соревнований.

Психологическая подготовленность спортсменов предусматривает такие направления как:
  • формирование мотивации занятий спортом;
  • воспитание волевых качеств при преодолении повышающейся нагрузки;
  • аутогенная, идеомоторная, психо-мышечная тренировка;
  • совершенствование быстроты реагирования;
  • совершенствование специальных умений и навыков;
  • регулирование психологической напряженности в стрессовых ситуациях;
  • выработка толерантности к эмоциональному стрессу;
  • управление предстартовыми состояниями
В процессе контроля психологической подготовленности оценивают следующее:
  • личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях (способность к лидерству, мотивация на достижение наивысшего спортивного результата, умение концентрировать все силы, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и др.);
  • стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников высокой квалификации, умение показывать лучшие результаты на главных соревнованиях;
  • объем и сосредоточенность внимания в различных соревновательных ситуациях;
  • способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
  • степень восприятия параметров движений (визуальных, кинетических), способность к психической регуляции мышечной координации, восприятию и переработке информации;
  • возможность осуществления анализа деятельности, проявления сенсомоторных реакций в пространственно-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита времени и др.
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок.

К педагогическим средствам восстановления относится рациональное построение тренировочного процесса, предполагающее:
  • соответствие тренировочной нагрузки функциональным возможностям спортсмена;
  • рациональное соотношение общих и специальных средств подготовки;
  • эффективное сочетание упражнений различной интенсивности и направленности в тренировках;
  • правильное сочетание работы и отдыха;
  • введение разгрузочных циклов подготовки;
  • правильное распределение тренировочных занятий в течение дня с учетом суточных биоритмов ра ботоспособности;
  • рациональная организация тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии (полноценная разминка и заминка, введение достаточных пауз активного и пассивного отдыха в соответствии с задачами тренировки)

Рациональное питание

Характер питания во многом определяет развитие процессов адаптации организма спортсмена к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок, а также влияет на метаболические процессы в организме, повышая спортивную работоспособность и ускоряя процессы ее восстановления в период отдыха после тренировок и соревнований. Физические факторы. Применение физических факторов основано на их способности неспецифической стимуляции функциональных систем организма.

Гидропроцедуры

Наиболее доступны гидропроцедуры. Эффективность и направленность воздействия гидропроцедур зависит от температуры и химического состава воды.
Кратковременные холодные водные процедуры (ванны ниже 33°С, души ниже 20°С) возбуждают нервную систему, тонизируют мышцы, повышают тонус сосудов и применяются утром до тренировки или после дневного сна. Теплые ванны и души (37-38°С) обладают седативным действием, повышают обмен веществ и применяются после тренировки. Теплые ванны различного химического состава продолжительностью 10-15 мин рекомендуется принимать через 30-60 мин после тренировочных занятий или перед сном. При объемных тренировках аэробной направленности рекомендуются хвойные (50-60 г хвойно-солевого экстракта на 150 л воды) и морские (2-4 кг морской соли на 150 л воды) ванны. После скоростных нагрузок хорошее успокаивающее и восстановительное средство - эвкалиптовые ванны (50-100 мл спиртового экстракта эвкалиптовой настойки на 150 л воды).

В практике спортивной тренировки широкое распространение и авторитет получили суховоздушные бани - сауны. Пребывание в сауне (при температуре 70°С и относительной влажности 10-15%) без предварительной физической нагрузки должно быть не более 30-35 мин, а с предварительной нагрузкой (тренировка или соревнование) - не более 20-25 мин.

Пребывание в сауне более 10 минут при 90-100°С нежелательно, так как может вызвать отрицательные сдвиги в функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата. Оптимальное время разового пребывания в сауне может быть определено по частоте пульса, который не должен повышаться к концу захода на 150-160% по отношению к исходному. Каждый последующий заход должен быть короче предыдущего. После сауны спортсмену необходимо отдохнуть не менее 45-60 мин.

В случае, когда требуется повысить или как можно быстрее восстановить пониженную работоспособность (например, перед повторной работой при двухразовых тренировках), целесообразно применять парную в сочетании с холодными водными процедурами (температура воды при этом не должна превышать +12... +15°С).

Массаж

Спортивный массаж представляет собой чрезвычайно эффективное средство борьбы с утомлением, способствует повышению работоспособности. В зависимости от цели, времени между выступлениями, степени утомления, характера выполненной работы применяется конкретная методика восстановительного массажа. Для снятия нервно-мышечного напряжения и отрицательных эмоций проводят общий массаж, используя в основном приемы поглаживания, легкие разминания, потряхивания. Приемы выполняются в медленном темпе.

Массаж должен быть поверхностным. Массаж, производимый для улучшения кровообращения и окислительно-восстановительных процессов, должен быть продолжительным, отличаться глубиной воздействия, однако быть безболезненным.

Основной прием - разминание (до 80% времени). После легких нагрузок оптимальная продолжительность массажа составляет 5-10 мин, после средних - 10-15, после тяжелых -15-20, после максимальных - 20-25 мин.

Фармакологические средства восстановления и витамины

Фармакологическое регулирование тренированности спортсменов проводится строго индивидуально, по конкретным показаниям и направлено на расширение «узких» мест метаболических циклов с использованием малотоксичных биологически активных соединений, являющихся нормальными метаболитами или катализаторами реакций биосинтеза.

Под их действием быстрее восполняются пластические и энергетические ресурсы организма, активизируются ферменты, изменяются соотношения различных реакций метаболизма, достигается равновесие нервных процессов, ускоряется выведение продуктов катаболизма.

При организации фармакологического обеспечения необходимо иметь в виду, что фармакологические воздействия, направленные на ускорение процессов восстановления или повышения физической работоспособности, малоэффективны при наличии у спортсменов предпатологических состояний и заболеваний, неадекватном дозировании тренировочных нагрузок.

III. Система контроля

11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения

Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:

11.1. На этапе начальной подготовки:
  • изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
  • повысить уровень физической подготовленности;
  • овладеть основами техники вида спорта «фигурное катание на коньках»;
  • получить общие знания об антидопинговых правилах;
  • соблюдать антидопинговые правила;
  • принять участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже муниципального уровня;
  • ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
  • по видам спортивной подготовки;
  • получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации).

11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
  • повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
  • и психологической подготовленности;
  • изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «фигурное катание на коньках» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
  • соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
  • изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
  • овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «фигурное катание на коньках»;
  • изучить антидопинговые правила;
  • соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
  • ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
  • по видам спортивной подготовки;
  • принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
  • принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения
  • не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
  • получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.

11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
  • повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
  • и психологической подготовленности;
  • соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
  • приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
  • овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «фигурное катание на коньках»;
  • выполнить план индивидуальной подготовки;
  • закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
  • соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
  • ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
  • по видам спортивной подготовки;
  • демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях;
  • показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
  • принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований;
  • получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды
Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.

13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки.

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап высшего спортивного мастерства

IV. Рабочая программа по виду спорта «Фигурное катание на коньках»

14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Специальная техническая подготовка

Блок 1
  • Падать, садиться и подниматься с надетыми коньками вне льда;
  • Падать, садиться и подниматься на льду;
  • Ходьба на месте;
  • Ходьба с продвижением 8−10 шагов;
  • Чередование ходьбы и скольжения на двух ногах;
  • Глубокий присед на месте.
Блок 2
  • Чередование ходьбы с длительным скольжением;
  • Передвижение с приседами;
  • Фонарики 1 вперед - 1 назад;
  • Фонарики вперед: 2-3 подряд;
  • Подскок на двух ногах с места;
  • Змейка вперед и назад : 4 6 8 подряд.
Блок 3
  • Скольжение вперед 8-10 шагов;
  • Скольжение вперед на одной ноге (на правой и левой);
  • Фонарики вперед 4-6-8 подряд;
  • Фонарики назад 4-6-8 подряд;
  • Остановка "плугом" вперед;
  • Повороты на двух ногах вперед-назад на месте;
  • Остановка "плугом" с продвижением.
  • "Слалом" вперед.
Блок 4
  • Основной шаг вперед (отталкивание ребром);
  • "Змейка" вперед на одной ноге по кругу (по часовой и против часовой стрелки);
  • "Змейка" назад на одной ноге по кругу (по часовой и против часовой стрелки);
  • Повороты вперед-назад на двух ногах с продвижением (в обе стороны);
  • Скольжение назад на одной ноге (дистанция - рост фигуриста),(на правой и на левой ноге);
  • Вращение на двух ногах: 2 оборота
Блок 5
  • Скольжение вперед на наружном ребре по кругу с обеих ног (дистанция - 2 роста фигуриста);
  • Скольжение вперед на внутреннем ребре по кругу с обеих ног (дистанция - 2 роста фигуриста);
  • Беговой шаг вперед по часовой и против часовой стрелки: 5 подряд;
  • Троечный поворот вперед наружу с места с обеих ног;
Блок 6
  • Дуга назад наружу (дистанция - 2 роста фигуриста) на правой и на левой ноге;
  • Дуга назад внутрь (дистанция - 2 роста фигуриста) на правой и на левой ноге;
  • Беговые шаги назад (5 подряд) по часовой и против часовой стрелки с обеих ног;
  • Вращение на одной ноге: 3 оборота;
  • Т-остановка наружу ребром с обеих ног;
  • Подскоки боком приставным шагом с зубца в обе стороны.
Блок 7
  • Троечный поворот вперед внутрь с места на правой и левой ноге;
  • Повороты с хода назад на ход вперед на двух ногах по кругу: по часовой и против часовой стрелки;
  • Хоккейный тормоз правой или левой ногой;
  • Подскок "козлик";
  • Спираль вперед на правой и левой ноге;
  • Выпад вперед на правой и левой ноге.
Блок 8
  • Открытый моухок вперед внутрь с места с правой и левой ноги;
  • Передвижение по кругу ходом назад наружу вперед наружу с левой и правой ноги;
  • балетный (ballet)* прыжок с правой или левой ноги;

* Это прыжок в 0.5 оборота, который выполняется с хода назад наружу отталкиванием зубцом с приземлением на тот же зубец и выездом на ход вперед внутрь на другую ногу.

беговые назад с переходом в позицию выезда по часовой и против часовой стрелки;

вращение "винт" - модификация для начинающих.

Блок 9
  • Передвижение по кругу троечными поворотами вперед наружу в обе стороны;
  • Передвижение по кругу троечными поворотами вперед внутрь в обе стороны;
  • Перекидной прыжок с места;
  • Прыжок "мазурка"* с правой или левой ноги*

*Прыжок "мазурка" - выполняется в 0.5 оборота с хода назад наружу через зубец на ход вперед с приземлением через зубец на ход вперед наружу.

Пример: исходное положение - правая нога назад наружу;

отталкивание - зубцом левой ноги;

  • Приземление - через зубец правой ноги с выездом на левой ноге вперед наружу.
  • Комбинация движений: беговые шаги вперед (2), моухок вперед внутрь, скрещение сзади и переход в беговой шаг назад (1), переход на ребро вперед внутрь; повторить 3 раза по часовой и против часовой стрелки;
  • Циркуль вперед внутрь с правой и левой ноги.
Блок 10
  • Основной шаг (попеременное многократное отталкивание);
  • Дуги вперед наружу и вперед внутрь: 4-6 подряд;
  • Вращение "винт" с захода беговыми назад (минимум 3 оборота);
  • Перекидной прыжок с 2-3 беговых шагов ;
  • Полу-флип;
  • Многократные тройки назад наружу с левой и правой ноги.
Блок 11
  • Дуги назад наружу и назад внутрь: 4-6 раз;
  • Прыжковая серия: перекидной, подскок, перекидной;
  • Спирали вперед наружу и вперед внутрь по часовой и против часовой стрелки на левой и правой ноге;
  • Тулуп 1 оборот;
  • Вальсовые тройки с левой и правой ноги;
  • Вращение назад для начинающих (минимум 1-2 оборота);
  • Шассе вперед по часовой и против часовой стрелки.
Блок 12
  • Беговые вперед и назад по восьмерке;
  • Сальхов 1 оборот;
  • Дуги вперед с махами: 4-6 раз;
  • Лутц 0.5 оборота;
  • Комбинация прыжков: перекидной - тулуп или сальхов - тулуп;
  • Тройки назад внутрь в обе стороны;
  • Вращение винт назад (минимум 3 оборота);
  • Вальс по восьмерке.
Блок 13
  • Риттбергер 1об.;
  • Комбинация прыжков: перекидной – риттбергер1 об.;
  • Вращение в волчке (минимум 3 оборота);
  • Комбинация спиралей: спираль вперед внутрь; моухок вперед внутрь; спираль назад наружу; (по часовой и против часовой стрелки);
  • Серия шассе назад по кругу по часовой и против часовой стрелки.
Блок 14
  • Флип 1 об.;
  • Комбинация прыжков: риттбергер - риттбергер;
  • Серия прыжков:
  • 1- перекидной - прыжок в 0.5 оборота с ребра с хода назад наружу в положении "полу-шпагат" с приземлением через зубец на ход вперед внутрь –тулуп 1 об.
  • Вращение " либела " (минимум 3 оборота);
  • Комбинация вращений: вращение вперед - вращение назад (минимум по 3 оборота на каждой ноге);
  • Тройка назад наружу, моухок вперед внутрь, 3 беговых назад; повторить 3 раза по часовой и против часовой стрелки;
  • Комбинация спиралей: спираль вперед наружу, тройка вперед наружу, 1 беговой назад, спираль назад внутрь (исполнять в обе стороны)
Блок 15
  • Прыжок "шпагат";
  • Лутц 1 об.;
  • Комбинация прыжков: перекидной - ойлер - сальхов;
  • Аксель;
  • Комбинация вращений: либела - волчок (общее минимальное число оборотов - 6
  • Шаг "джаксон" (по часовой и против часовой стрелки).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ)

Основной метод на 1−3 году обучения — повторный и игровой.
Обучающиеся должны надевать перчатки и головные уборы с мягкой прокладкой, либо шлемы, для защиты от падений. Одежда должна быть комфортной.
Родителям нужно рекомендовать находиться за пределами катка (желательно вне поля зрения детей) во время проведения урока.
Правильное падение.
В положении стоя вытянуть руки на уровне глаз. Опустить подбородок, голова прямо. Согнуть колени, продолжить падение, пока ученик не опустится на лед, сохраняя руки в прежней позиции, они не должны касаться льда.
Правильный подъем.
Поставить одну стопу между руками, затем проделать то же самое со второй ступней, стараясь сбалансировать вес в центре обоих стоп. Подниматься медленно, глядя на тренера, принимая положение стоя.
Ходьба в позиции стоя. Руки впереди, поднимая поочередно ступни по 3 раза, оставаться неподвижным в нужной позиции в течение 5 секунд. Повторить упражнение 3 раза.
Ходьба со скольжением.
Маршировать, считая 1, 2, 3; затем прокатиться (ступни параллельно и на удобном расстоянии, но не превышающем ширину бедер). Повторить 5 раз.

Прыжок на двух ногах на месте.
Находясь в позиции стоя, руки перед собой, согнуть колени; подпрыгнуть, коснуться льда, согнуть колени, затем вернуться в исходное положение. Повторить это упражнение 3 раза.


Фонарики с продвижением вперед. Пятки вместе ступни формируют широкую V — образную позицию. Вес на пятках, колени согнуты. Медленно оттолкнуться, используя внутренние ребра для формирования рисунка с продвижением вперед. Передняя часть стоп двигается по направлению друг к другу до полного соприкосновения пальцев.

Основной шаг (отталкивание и скольжение).
  • Тело должно сохранять правильную осанку, без видимого напряжения с наклоном в сторону движения;
  • Руки не должны быть закрепощены и находиться слишком высоко, кисти должны быть свободными. Некоторые упражнения выполняют с руками вниз для концентрации внимания на положении головы и тела;
  • Голова не должна быть опущена, смотреть следует по направлению движения к точке его окончания. Полезно использовать зрительные ориентиры (предметы, игрушки);
  • Колени и голеностопные суставы должны быть согнуты, таз подается вперед;
  • При стартовом отталкивании вес тела переносится на толчковую ногу, во время отталкивания движение направлено вниз, а затем по направлению от опоры, толчок производится ребром конька ближе к передней части, но не зубцом. Переходный толчок производится от ноги и свободная нога в этот момент проносится рядом с опорной;
  • Необходимый ритм и координация движений задается с помощью счета, музыкального сопровождения, образных сравнений.
На этапе ледовой адаптации длительность и содержание занятий должны варьироваться с учетом уровня и особенностей учеников в группе, а также корректироваться с учетом педагогического эффекта предыдущих занятий.
На этапе становления навыка скольжения каждое упражнение выполняется по заданному направлению, имеющему траекторию дуг разной кривизны.
Учебный материал повторяется на уроке в различной форме, новые упражнения варьируются с ранее изученными. Например: приседания в движении, скольжение со сменой фронта изучаются как самостоятельные упражнения, затем даются в качестве игры на внимание, а далее предлагаются в форме эстафеты. При этом, меняя интенсивность и дозировку упражнений, можно использовать их для содействия развитию физических качеств в ледовых условиях.
Традиционно урок по СТП, ОФП, СФП состоит из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

На втором и третьем году обучения к занятиям по комплексному развитию физических качеств в ледовых и внеледовых условиях, урокам по обучению технике элементов одиночного катания в соответствии с соответствующими разрядными требованиями, добавляется раздел по обучению исполнению соревновательных программ.
Основу содержания занятий подготовительного периода составляют основные группы элементов (скольжение, прыжки и вращения) и на специально-подготовительном этапе — соревновательные программы.

Для ледовой разминки подбираются
упражнения, которые разучены на уровне умений и навыка. Из них формируются блоки, направленные на воспитание физических качеств на льду.
Состав упражнений подбирается в соответствии с задачами урока и направленностью занятия.
Во всех случаях акцент делается на точности техники исполнения шагов.
С ростом технического мастерства увеличивается координационная сложность и интенсивность разминочных комплексов В подготовительном периоде составляются комплексы шагов по кругу, по прямой, серпантин и доводятся до высокого уровня исполнения, а затем усложняются.

На 2 -м году обучения при строгом контроле техники исполнения возрастают требования к оригинальности, эстетичности позиции с непременным условием работы над осанкой.
Третий (3) год обучения характеризуется становлением умения самостоятельно проводить разминку под контролем и по заданию тренера для формирования навыка соревновательной разминки к началу соревновательного периода.

Методические особенности обучения элементам и соревновательным программам на 2 и 3 -году обучения.
Наиболее простые элементы разучиваются методом целостного упражнения. Сложные — с применением расчлененного. Оптимальным является выделение не более 1−2 опорных точек, на которых концентрируется внимание занимающихся. Разучивание основных опорных точек проводится с помощью метода подводящих упражнений.

При совершенствовании элементов учитывается и варьируется скоростной режим, разнообразие подходов, используется музыкальное сопровождение и разнообразие хореографических позиции для включения в работу верхней части корпуса.
Совершенствование элементов целесообразно проводить в режиме непрерывной и интервальной тренировки (количество прыжковых элементов в серии от 4 до 8, вращений + шаги — до 6; интервал отдыха — зависит от направленности и задач; число повторений серий — 2−3).

В соревновательном периоде на 2 году обучения сохраняется непрерывность процесса обучения технике основных групп элементов, но снижается их объем. Тренировки развивающего характера предусматриваются в каждом микроцикле.
На третьем году обучения в соревновательном периоде возрастает интенсивность практически без изменения времени тренировочных занятий, что позволяет специфика физиологических особенностей детей данного возраста.


Моделирование соревновательных
ситуаций на 2 и 3 — году обучения
Проводится в конце специально-подготовительного периода с целью адаптации к соревнованиям в следующей форме:
— моделирование соревновательной разминки;
— прокат соревновательных программ на разные трибуны;
— прокат в соревновательных костюмах;
— прокат после жеребьевки;
— моделирование нештатных ситуаций (обрыв музыкального сопровождения, опоздание на разминку, опоздание на старт, неполадки в костюме и др.).

Методические рекомендации к развитию творческих способностей детей.
Обучение технике владения коньком осуществляется в единстве с развитием творческих способностей детей, исполнительского мастерства. Наличие 5−6 элементов в техническом арсенале является достаточным основанием для начала работы по обучению импровизации.
По мере роста технического мастерства усложняются комплексы скольжения, вращений, прыжков и их комбинаций и серий. На третьем году обучения из них составляются танцевальные этюды.
Для импровизации используются достаточно грамотно технически освоенные элементы.
Возможна следующая последовательность:
— предлагается набор элементов, порядок и место их расположения на площадке, музыкальное сопровождение;
  • Предлагается свободный выбор элементов, но задается принцип их расположения в пространстве, задается музыкальный ритм;
  • Предлагается свободный выбор элементов и музыки;
  • Предлагается образ и музыкальное сопровождение;
  • Предлагается создать образ.
Импровизацию можно использовать в качестве разгрузки в соревновательном периоде; как средство развития специальной и общей выносливости в подготовительном периоде и переходном.

Учебно-тренировочный этап (Этап спортивной специализации)

Занимаясь в учебно-тренировочных группах, фигуристы должны научиться выполнять соревновательные программы: короткую и произвольную, за счет постепенного увеличения количества выступлений в соревнованиях, приобретая при этом соревновательный опыт. Увеличивается число и продолжительность учебно-тренировочных занятий, изменяется соотношение между ОФП, СФП и технической подготовкой. Увеличивается объем специальной физической подготовки, а объем общей физической подготовки снижается. Основное внимание уделяется спортивно-технической подготовке. Большое внимание следует уделять использованию средств восстановления и оздоровления.
Средствами ОФП на этом этапе могут быть следующие упражнения: общеразвивающие упражнения, акробатика, гимнастика, спортивные и подвижные игры и др.
Средствами специальной физической подготовки являются специальные имитационные упражнения, которые помогают решать и задачи технической подготовки. Основное внимание уделяется имитации многооборотных прыжков (в основном реберных), исполнению «туров» в 1-2-3-3,5 оборота в обе стороны, имитации вращений, прыжков во вращение и др.
Особое значение на этом этапе приобретает хореографическая подготовка, цель которой – развивать творческие способности фигуристов, которые помогут воплощать на льду с помощью специальных движений, пластики и мимики идею и характер музыкального сопровождения соревновательных композиций. Большое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию гибкости и подвижности суставов, развитию координационных способностей.
Особое внимание следует уделять специальной скоростно-силовой подготовке, упражнениям на растяжение.
Основой технической подготовки фигуристов 1-го года обучения является обучение реберному скольжению с помощью тестовых упражнений, включающих скольжение по дугам назад наружу, назад внутрь со скрещением спереди, петлевым поворота, исполнению двукратных троек вперед наружу и вперед внутрь по рисунку «серпантин». В течение года фигуристы должны освоить прыжки: Аксель, двойные прыжки, один каскад или комбинацию прыжков, включающих какой-нибудь прыжок в два оборота; вращения: на одной ноге сидя (в волчке) или в ласточке (для девочек в заклоне); спирали вперед и назад со сменой ног. Второй и третий годы этого этапа должны способствовать овладению обширным комплексом двигательных умений и навыков в фигурном катании. Основными элементами в технической подготовке фигуристов являются: реберное скольжение по сложному рисунку, используя всю ледовую поверхность катка (по серпантину) с включением серий шагов с перетяжками назад наружу, назад внутрь, троечных поворотов, «джаксонов», чоктау, шагов с перетяжкой.
Совершенствуется исполнение прыжков в два оборота, каскады и комбинации прыжков, включающие разнообразные прыжки тоже в два оборота; прыжок двойной Аксель, один тройной прыжок, прыжок с шагов (не менее 2-х оборотов); вращения со сменой ноги и позиции, прыжки во вращение; комбинации шагов с исполнением микроэлементов: крюков, выкрюков, скоб; комбинации спиралей.

Этап совершенствования спортивного мастерства

На этапе совершенствования спортивного мастерства основной целью общей физической подготовки является развитие сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение общей координации, умение активно управлять расслаблением мышц.

Специальная физическая подготовка направлена на дальнейшее совершенствование специальной выносливости, скоростно-силовых способностей, координационных способностей у фигуристов.
Для развития ловкости весьма эффективным средством являются прыжки на батуте, которые формируют способность управлять своим телом.
При совершенствовании выносливости широко применяют интервальные методы тренировок.

В качестве средств физической подготовки должны широко использоваться специальные комплексы упражнений, распределенные по своей направленности по станциям, то есть «круговая» тренировка.
Высокий уровень развития координационных способностей позволяет фигуристам быстро обучаться, точно оценивать пространственные, временные, динамические возможности своих движений, точно и быстро выполнять двигательные действия в необычных условиях, ориентироваться во времени и в пространстве, предугадывать изменения двигательных действий, исполнять движения плавно, выразительно, артистично, в унисон с музыкальным сопровождением.

В фигурном катании на коньках стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства. Направленное развитие координационных способностей является одной из определяющих сторон спортивного совершенствования, от этого, прежде всего, зависит уровень спортивно-технического мастерства. Если не учитывать этого, постоянная специализация в стандартных формах движений будет вести к косным двигательным навыкам и суживать саму возможность их перестройки и обновления. В результате может возникнуть стойкая стереотипия движений – своего рода координационный барьер. Чем стандартнее структура движений и уже предмет специализации, тем большее значение в процессе спортивного совершенствования приобретает борьба против чрезмерной стереотипизации форм двигательной деятельности посредством направленных воздействий на развитие координационных способностей.

Ледовая подготовка для фигуристов направлена на обеспечение высокой эффективности техники, обеспечение оптимальной разносторонности технической подготовленности и направлена на достижение высоких спортивных результатов.
На первом году обучения, на этом этапе фигуристы совершенствуют элементы короткой и произвольной программ I разряда, а также отдельные элементы: прыжки, каскады прыжков, комбинации вращений с одной сменой ноги, комбинации шагов с обязательным исполнением микроэлементов: крюков, выкрюков, скоб.

Второй год обучения предусматривает совершенствование ранее изученных элементов, а также овладение как минимум одним прыжком в три оборота, выполнение не менее одного каскада или комбинации из двойного и тройного прыжков КМС.
Совершенствование элементов короткой программы и сбалансированной произвольной программы в соответствии с требованиями правил соревнований по разряду.

Этап совершенствования спортивного мастерства

Средствами ОФП могут оставаться легкоатлетические кроссы, беговые, прыжковые упражнения: в длину, высоту и т. д. Однако на этом этапе ОФП используется крайне мало, по мере необходимости. Больше внимания уделяется СФП, с помощью которой можно поддерживать развитие необходимых физических качеств на высоком уровне. В качестве основных средств СФП можно использовать круговую тренировку с включением в «станции» подводящих и имитационных упражнений.
Наиболее важной задачей на этапе высшего спортивного мастерства является дальнейшее развитие специальной выносливости.

Тренировка фигуристов (СТП) на этом этапе имеет интегральный характер и направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства – технической, физической, тактической и психологической подготовленности. Основное направление интегральной подготовки фигуристов:
  • Совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;
  • Совершенствование способностей к предельной мобилизации эмоциональных возможностей;
  • Совершенствование способностей к переключению максимальной двигательной активности на периоды относительного расслабления с целью обеспечения высокой работоспособности. В качестве основных средств интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения фигурного катания на коньках, выполняемые в условиях соревнований самого высокого уровня.

15. Учебно-тематический план

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам

16. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «фигурное катание на коньках» основаны на особенностях вида спорта «фигурное катание на коньках» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «фигурное катание на коньках», по которым осуществляется спортивная подготовка.

Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «фигурное катание на коньках» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки

17. Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
  • наличие площадки для фигурного катания на коньках;
  • наличие хореографического зала;
  • наличие тренировочного спортивного зала;
  • наличие тренажерного зала;
  • наличие раздевалок, душевых;
  • наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238);
  • обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки (приложение № 10 к ФССП);
  • обеспечение спортивной экипировкой (приложение № 11 к ФССП);
  • медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
18. Кадровые условия реализации Программы:

Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен
соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Мин труда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный
№ 62 203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54 519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68 615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22 054).

Для проведения тренировочных занятий на всех этапах спортивной подготовки,
кроме основного тренера, допускается привлечение тренера (тренеров) по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта «фигурное катание на коньках», а также привлечение иных специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку (при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку).

Кроме второго тренера, к работе с лицами, проходящими спортивную
подготовку, могут привлекаться: звукорежиссеры, специалисты по акробатике, преподаватели бальных танцев, хореографы, непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации.
19. Информационно-методические условия реализации Программы

Официальный сайт РОО «Федерация фигурного катания на коньках города Москвы»
https://ffkm.ru/


Официальный сайт ООО «Федерация фигурного катания на коньках России»
https://fsrussia.ru/


Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации
https://minsport.gov.ru/


Официальный сайт школы ИП Кириллов Д.Б. «Империя Спорта»
https://sportemp.ru/

Системе электронного. документооборота Правительства Москвы
https://mosedo.mos